Итоги форума

      Стремительное изменение экономической ситуации сопровождается столь же стремительным изменением ситуации на рынке труда. Обсудить проблемы управления персоналом в нынешнее непростое время собрались HR-менеджеры и руководители компаний. Площадкой для выступлений и дискуссий стал форум «Экономический кризис как стимул к развитию сферы HR», организованный консалтинговым агентством «КАМА-Центр», прошедший 23 марта 2009 г. на Пермской Ярмарке.

      Как выстроить приоритеты в новых экономических условиях? На какие отработанные технологии можно и нужно опереться в текущей ситуации, от чего отказаться, а что существенно изменить? Как повысить конкурентоспособность компании  в условиях кризиса посредством развития персонала? Какова роль HR-службы в современных условиях и что ждет директор, собственник предприятия от своего «управления человеческими ресурсами»?
      Обсудить эти и другие актуальные вопросы съехались в Пермь участники из разных городов: Владимир Малешин, президент учебного центра «SuperJob» (Москва), Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» (Москва), Алексей Семенцов, генеральный директор Школы Эффективного Бизнеса (Екатеринбург), а также руководитель консалтинговой группы «Афина Паллада» Людмила Иващенко (Екатеринбург) и многие другие.
      В приветствии к участникам форума директор КА «КАМА-Центр» Комарова Наталья отметила, что «любая организация - это, прежде всего люди, которые в ней работают. Поэтому цели компании могут быть достигнуты только в случае стабильной и эффективной работы сотрудников. Конечно, кризис вносит корректировки в деятельность работы HR-служб и кадровых агентств, но объединив усилия, мы все сможем внести свой вклад в дело ослабления последствий кризиса».
      Из доклада Алексея Семенцова, который исследовал нынешнее отношение собственников бизнеса к своим HR-отделам, стало ясно, что директора не готовы платить за мотивацию и развитие персонала, обучение внешнее и внутреннее, создание или поддержание корпоративной культуры, правда, с оговоркой «если эта работа будет выполняться как раньше». Всё, за что готов платить генеральный директор во время кризиса - это кадровое делопроизводство и подбор персонала (в среднем в 2 раза меньше, чем раньше). «Директора компаний сейчас ждут от менеджеров по персоналу, в первую очередь, участия в программах сокращения затрат и разработки внутреннего маркетинга, ведь такая мера, как сокращение сотрудников, способна «подкосить» мотивацию и стойкость всего коллектива. Это, в свою очередь, может навредить имиджу компании», - отметил Алексей Семенцов.
      «В данное время менеджер по персоналу должен не только отчитаться за каждый потраченный рубль, он должен доказать, что выгода, извлеченная из вложенных средств, максимально возможная», - подчеркнула Марина Миронова.
       А руководитель КГ «Афина Паллада» Людмила Иващенко заметила, что в большинстве случаев просчитать выгодность вложений «кадровику» мешает отсутствие экономического образования и знаний в этой области.
       Владимир Малёшин отметил, что «В кризис умные работодатели находят ценные кадры, глупые - теряют их...». На сегодняшний день ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать как стабильную. Пик увольнений персонала в компаниях по  исследованиям SuperJob пришелся на вторую половину ноября - декабрь 2008 г. Что касается сегодняшней ситуации  (март 2009 г.), то увольнения персонала продолжаются (21% компаний). Перестаравшись с оптимизацией численности персонала в конце 2008 г., 5% компаний заявляют о том, что теперь снова набирают персонал. В качестве профессионального инструмента для правильного отбора и оценки кандидатов Владимир Григорьевич предлагает использовать матрицу «Экспресс-интервью по системе условных знаков». Матрица В. Малёшина - это опыт долголетней практической работы, который позволил выбрать оптимальные и самые короткие пути оценки незнакомого человека. Своими методами работы Президент SuperJob поделился с участниками форума.
       Ирина Тузова и Елена Поднебесных, являясь директорами по персоналу пермских компаний, считают, что помощь специалистов по работе с персоналом в изменении кадровой политики руководителям крайне необходима. Удержание эффективных сотрудников, точность подбора, изменение условий оплаты труда, отказ от внешнего обучения, эмоциональная нестабильность в коллективе, сворачивание проектов развития - все эти проблемы актуальны во многих компаниях как никогда.
       Мария Леонтьева, бизнес-консультант, директор консалтинговой компании советует руководителям при решении проблем в компании использовать метод «живой технологии», который позволяет использовать потенциал управленческой команды. «Вовлечение сотрудников в процесс определения проблемы, выявления причин и совместной выработки решений объединяет коллектив и помогает выработать антикризисный план действий».
       Форум стал местом живого обмена мнениями, споров, обсуждений и дискуссий. Такой формат мероприятия понравился многим участникам. Не было «теоретических» выступлений, все темы актуальны именно в современных условиях, спикеры - практики с многолетним опытом работы, интересные и уникальные люди, умеющие преподнести информацию интересно, позитивно, вовлекая аудиторию в процесс совместной выработки решений. Программу форума и выступления докладчиков все участники оценили на «отлично».

       «Коллеги! Огромное спасибо за возможность увидеть оптимистичных HR-ов из компаний с успешным опытом преодоления кризиса. Было много полезных и интересных технологий», «Время проведено с пользой, докладчики - интересные люди, получила много положительных эмоций, обсудили проблемы в неформальном общении. Так держать!», «HR-ов нужно объединять под «краевой флаг»! Хорошая попытка провести масштабное мероприятие», «Полезное мероприятие. Позволит более эффективно подбирать и взаимодействовать с персоналом. Спасибо», «Великолепная организация форума и актуальные темы. Спасибо!», «Интересные докладчики, 100% донесение информации. Важно, значимо, понятно и доступно» -  это лишь некоторые отзывы участников, из которых следует, что форум удался.
        Обмен опытом - важный инструмент, который помогает нам в работе. Но в нынешней ситуации не может быть готовых решений, каждое из них надо адаптировать под уникальные условия внутри компании.